Икона Рублева Троица <H1>† Храм Преподобного Сергія Радонезького - Залізний Порт</H1> Икона Преподобного Сергия Радонежского
21.01.2018 | RSS | PDA версия для мобильных устройств Украина Главная
Меню сайта
 
В Н И М А Н И Е !
Добавить свои сайты и сайты Вашей епархии Вы сможете по этой ссылке http://sv-sergiy.ks.ua/dir/1-0-0-0-1 даже без регистрации, обязательно выберите в категориях свою епархию и добавте свой сайт, после проверки сайт появиться в каталоге.
Если я или Вы допустили ошибку и надо исправить то напишите администратору.

Пожалуйста дайте возможность Вашим посетителям тоже добавить свои православные сайты в наш каталог.
Установите на свой ресурс нашу кнопочку:
Каталог Православных сайтов
Этот код установите
на свой сайт:

Новые сайты в каталоге:
  • Молитвослов - Православные молитвы Псалтырь, Библия ОНЛАЙН: Ветхий и Новый Завет
  • Молитвослов в современном переводе
  • Православие
  • Регентские курсы Колобанова А.В.
  • Сайт Преподобного Сергия Радонежского - Железный Порт
  • Всего сайтов в категориях:
    Православные сайты Украины [140]
    Православные сайты СНГ [73]
    Православные сайты мира [1]
    Orthodox websites of the World
    Рекомендуемые православные сайты [38]
     
    Публикаціі
    Тим, хто сумнівається
    Про Православ'я [1]
    Наука і релігія [1]
    Розвій сумніви [4]
    З життя людей [2]

    Неофіту
    Питання і відповіді [1]
    Основи Християнства [8]
    Таїнства, обряди, звичаї [5]
    Житія православних святих [8]
    Секти, єресь, розкольники [2]

    Батькам
    Шлюб, подружні відносини [2]
    Вагітність, немовлята [1]
    Виховання, воцерковлення [1]
    Небезпека для наших дітей [1]

    Дітям
    Для дітей читати [7]
    Житія Святих для дітей [3]
    Православні мультфільми [54]

    Дітям скачати
    Раскраски [9]
    Электронные книги [1]

    Суспільство
    Сучасне суспільство і християнська мораль [2]
    Оцінка подій, що відбуваються в країні і в світі [1]
    Церква і суспільство, внутрішньоцерковні проблеми [1]
    Церква і молодь [0]
    Телеканал "ГЛАС" [1]
    Для душі корисне відео [13]
    Протоієрей Андрій Ткачов [4]

    Новини
    Новини нашого приходу [235]
    Новини сусідніх парафій [43]
    Новини Херсонської єпархії [31]
    Новини інших єпархій УПЦ [2]
    Новини УПЦ [11]
    Церковні свята [24]
    Розклад Богослужінь [31]
    Акафісти, молитвослов [1]
    Що пишуть ЗМІ про нас [2]
     
    Хмара тегів
    sitemap
     
    Друзья сайта
    Православная Херсонщина, Официальный сайт Херсонской епархии
    Храм Різдва Пресвятої Богородиці
     
    Статистика
    free counters

     

    Всё о Великом посте

    Главная » Публикації » Неофіту » Основи Християнства


    23.02.2012 † Всё о Великом посте

    Всё о Великом посте

    Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?


    Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи.


    Смысл Великого поста

    Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

    Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

    Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Церковь говорит: вряд ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Пост - это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле - наша малая жертва Богу.

    Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост - такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим.

    Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом.


    Великий пост - повинность или наше спасение?

    Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

    Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпимость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.


    «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - говорит преподобный Иоанн Кассиан. - Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

    Цель поста - искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.

    «Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное, но без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда.

    «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - наставляет святитель Иоанн Златоуст. - Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...

    Другая крайность - чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

    Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих.


    Как питаться в Великий пост

    С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:

    • «сухоядение» - то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты;
    • «варение без елея» - вареные овощи, без растительного масла;
    • «разрешение на вино и елей» - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
    • «разрешение на рыбу».

    Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.


    По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

    В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

    В Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

    Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя - Страстная седмица наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядение (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

    Важно!

    Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно.

    Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.


    Богослужения в Великий пост

    Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года.

    В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа - первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров - не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах.

    Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства - работу, учебу, житейские попечения и выбраться на будничные великопостные службы.





    Протоиерей Андрей Ткачев пишет: О постепенности


    Источник: http://tver.kp.ru/daily/24251/449647/
    Категория: Основи Християнства | Добавил: admin (23.02.2012)
    Просмотров: 9306 | Теги: Всё о Великом посте | Рейтинг: 2.0/2
     
    Перевод сайта
     
    Поиск
     
    Прав.календарь-2015


    Сегодня: *
     
    Информеры
     
    Все права защищены © 2010-2018
    Трансляция RSS канала